Было у короля три сына: два умных, а третий дурак. Задумал отец испытать королевичей и сделать наследником самого достойного. Вот и говорит он сыновьям:
— Походите по белу свету, приищите мне по подарку. Чей подарок будет всех краше, тому и царствовать после моей смерти.
А чтобы знать, куда идти, дал король сыновьям по перу и велел пустить по ветру. Пустили королевичи перья. У большого перо упало на заход, у среднего на восход, у меньшего, дурачка, долетело до ручья и опустилось на берег.
Отправились старшие братья туда, куда показали перья. А дурачок пошёл к ручью и уселся там, где перо легло. Сидит и в воду глядит. Глядел- глядел, видит — на дне ручья дверца. Подошёл ближе — вода расступилась. Подошёл к дверце — дверца растворилась.
А за дверцей — ступени. Спустился он по ступеням. Видит, внизу огромный дворец, а возле него сидит большущая жаба. Спрашивает она его человечьим голосом:
— Зачем пожаловал, королевич?
— Ищу подарок своему батюшке, — молвит дурак.
Кликнула жаба своих служанок, и принесли они ковёр — красоты неописанной. Отдала жаба ковёр королевичу. Поблагодарил дурачок и вернулся к отцу.
Его подарок был всех лучше. Хотел было отец отдать королевство младшему сыну, да братья не согласились. Велел тогда король сыновьям принести по кольцу.
Чьё колечко будет всех краше, тому и быть королём. Пошли старшие по белу свету, а дурачок отправился к жабе, рассказал ей всё, и она дала ему кольцо дивной красоты.
Возвращаются трое королевичей домой, а колечко дурачка — всех лучше. Хотел было король объявить наследником младшего сына, да братья опять ни в какую. Приказал тогда король сыновьям привести по жене. Чья жена будет всех прекрасней, тому и царствовать. Пошли королевичи по белу свету. Пригорюнился дурачок и опять — к жабе. А та его утешает:
— Не плачь! Всё будет ладно. Велела она принести ложку и привести шесть мышей. Запрягла мышей в ложку, и сама в неё уселась.
Мыши тотчас обернулись быстрыми конями, ложка — каретой, а сама она — прекрасной королевной. Сел дурачок в карету и поехал с королевной ко двору.
И тут жена дурачка оказалась всех прекрасней.
Теперь уж братья не стали перечить, и король сделал дурачка наследником. Сев на царство, младший правил так мудро, что никто уж не называл его дурачком.